О храме

Навигация по странице:

Видео об Илие Вятлине и Храме Вознесения Господня села Еремеево (перейти)

История храма (перейти)

Преподобномученик Илия Вятлин (перейти)

Благоверный великий князь Дмитрий Донской (перейти)

Благоверная великая княгиня Евдокия, в иночестве преподобная Ефросиния (перейти)


Об Илие Вятлине и Храме Вознесения Господня села Еремеево

источник (телеканал Спас)

История храма

Церковь Вознесения Господня являлась подворьем одного из древнейших московских женских монастырей – Вознесенского, основанного в XV веке вдовой князя Димитрия Донского великой княгиней Евдокией. В Смутное время церковь была разрушена.
В 1698 году в челобитной патриарху игуменья Вознесенского монастыря Варсонофия Бутурлина с сестрами просила, чтобы им вместо ветхой Вознесенской церкви… построить в сельце Еремееве на реке Доренке церковь Вознесения и внизу той церкви – церковь теплую во имя святителя Николая чудотворца. В 1699 г. церковь была построена. После упразднения монастырского подворья церковь стала приходской. Вокруг нее разрослась Еремеевская слобода.
В 1810 г. из-за ветхости Вознесенскую церковь разобрали. Началу работу по строительству каменной церкви помешала наступление Наполеона. Ныне существующая каменная церковь Вознесения Господня построена на средства прихожан в 1815–1820 годах. Одними из крупных жертвователей Еремеевской церкви были владельцы суконной мануфактуры в Алексино. В числе дарителей известен придворный протодьякон Верещагин, подаривший в храм напрестольный крест в 1848г.
По воспоминаниям жителей, храм был оштукатурен и выкрашен в светло-розовые тона с белыми деталями и позолоченными куполами и крестами. Пол в храме был сделан из квадратных белокаменных плит, такими же плитами был замощен весь двор вокруг церкви. Иконостасы были резные и позолоченные.
В 1880-х годах надстроен верхний ярус колокольни и устроен над трапезной новый железобетонный свод взамен рухнувшего. Из сохранившихся фрагментов росписи на стенах храма видны – насыщение 5000 человек пятью хлебами, притча о милосердном самарянине, притча о блудном сыне, притча о мытаре и фарисее, Нерукотворный образ Спасителя, Новозаветная Троица, ангел, святитель Николай, преподобный Сергий, святитель Иона, явление Христа воскресшего Марии Магдалине, фрагменты орнаментов. Остальные росписи утрачены.
Храм был закрыт в 1938 году после ареста настоятеля Ильи Вятлина, расстрелянного 5 апреля на Бутовском полигоне. Ныне преподобномученик Илья Вятлин канонизирован и причислен к лику святых. Память его совершается два раза в году: в день празднования новомучеников и исповедников Российских 25 января (7 февраля) и в день его мученической кончины 23 марта (5 апреля).
Во время Великой Отечественной войны, но воспоминаниям местных жителей, Еремеево четыре раза переходило из рук в руки: из 250 домов уцелело 4. Храм же получил только три пробоины и чудесным образом остался невредим.
Храм вновь открыт в 2003 г. В настоящее время проводятся реставрационные и восстановительные работы.


Преподобномученик Илия (Вят­лин) (1867−1938)

(Фотография сделана в Та­ган­ской тюрь­ме перед расстрелом. Икона препмч. Илии находится в иконостасе правого придела нашего храма, в левом ряду новомучеников Истринских. Последним местом его служения был Вознесенский храм села Еремеево.)

День памяти: 5 апреля

Пре­по­доб­но­му­че­ник Илия ро­дил­ся 24 фев­ра­ля 1867 го­да в се­ле Ка­рин­ское Алек­сан­дров­ско­го уез­да Вла­ди­мир­ской губер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Ива­на Вят­ли­на, вос­пи­тавшего сы­на в ве­ре и бла­го­че­стии. При­дя в воз­раст, Илья Иванович же­нил­ся, и в 1892 го­ду у них с же­ной ро­дил­ся сын Павел.

Илья Ива­но­вич дол­гое вре­мя ра­бо­тал на ткац­кой фабрике в го­ро­де Алек­сан­дро­ве тка­чом и при­слу­жи­вал в церк­ви. Ко­гда сын вы­рос, го­ре по­стиг­ло се­мью: скон­ча­лась су­пру­га Ильи Ива­но­ви­ча. В 1920 го­ду он по­сту­пил в Лу­ки­а­но­ву Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы пу­стынь, на­хо­див­шу­ю­ся в 12 ки­ло­мет­рах от Алек­сан­дро­ва, и был здесь по­стри­жен в мо­на­ше­ство.

В 1932 го­ду мо­на­ше­ское об­ще­жи­тие бы­ло без­бож­ной вла­стью ра­зо­ре­но. Мо­нах Илия был ру­ко­по­ло­жен во иеро­мо­на­ха и стал слу­жить в од­ном из хра­мов в го­ро­де Алек­сан­дро­ве. Ле­том 1937 го­да хра­мы в Алек­сан­дро­ве бы­ли за­кры­ты, а свя­щен­ство аре­сто­ва­но. Отец Илия не был то­гда аре­сто­ван, ве­ро­ят­ней все­го, по­то­му, что в НКВД со­чли его слиш­ком ста­рым (ему шел уже 71-й год), а указ о мас­со­вых аре­стах еще не был при­нят.

27 июня 1937 го­да иеромонах Илия по­се­лил­ся в се­ле Ере­ме­е­во Ист­рин­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти и стал здесь слу­жить в хра­ме Воз­не­се­ния Гос­под­ня. Од­на­ко вол­на аре­стов добралась и до этого се­ла. 12 фев­ра­ля 1938 го­да сель­со­вет вы­дал для НКВД на свя­щен­ника Илию Вят­лина справ­ку следующего содержания: «по со­ци­аль­но­му по­ло­же­нию явля­ет­ся че­ло­ве­ком чуж­дым. Вслед­ствие из­ме­не­ния ма­те­ри­аль­ных жиз­нен­ных усло­вий пи­та­ет недо­ве­рие к со­вет­ской вла­сти. Во вре­мя ре­ли­ги­оз­ных служб от­вле­ка­ет неко­то­рых кол­хоз­ниц от ра­бо­ты в кол­хо­зах».

16 и 20 фев­ра­ля бы­ли до­про­ше­ны жи­те­ли се­ла, и, в част­но­сти, хо­зя­ин до­ма, где жил свя­щен­ник, но ни­че­го ком­про­ме­ти­ру­ю­ще­го они ска­зать не смог­ли, ссы­ла­ясь на то, что слиш­ком ма­ло его зна­ют, так как он жи­вет в их ме­стах чуть бо­лее по­лу­го­да. Несмотря на это 20 фев­ра­ля 1938 го­да мест­ный опер­упол­но­мо­чен­ный НКВД от­пра­вил на­чаль­ству ра­порт с хо­да­тай­ством аре­сто­вать свя­щен­ни­ка «как отъ­яв­лен­но­го вра­га на­ро­да».

28 фев­ра­ля 1938 го­да иеромонах Илия был аре­сто­ван и 1 мар­та до­про­шен. На вопросы следователя он отвечал, что, поскольку является верующим че­ло­веком, отвергает по­ли­ти­ку со­вет­ской вла­сти, направленную на уничтожение веры и Церкви.

По­сле до­про­са отец Илия в ожи­да­нии при­го­во­ра был за­клю­чен в тюрь­му г. Волоколамска. 2 мар­та трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла его к рас­стре­лу. Вскоре его переправили в Та­ган­скую тюрь­му и 5 ап­ре­ля 1938 го­да расстреляли на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.


Благоверный великий князь Димитрий Донской, сын князя Иоанна Красного и княгини Александры, внук Иоанна Калиты, родился 12 октября 1350 года и воспитывался в любви к Богу и святой Церкви под руководством святителя Московского Алексия. В воспитании князя святителю содействовал преподобный Сергий Радонежский. С ранних лет Димитрий, внимая рассказам отца о славных предках – Александре Невском, Данииле к Московском и других благоверных князьях, укреплялся в ответственности за свое происхождение. Девятилетним мальчиком после смерти отца Димитрий отправился в Орду и получил от хана разрешение наследовать отцовское княжение.

Христианское благочестие святого князя Димитрия сочеталось с талантом выдающегося государственного деятеля. Димитрий укрепил Москву, окружив Кремль стенами из белого камня взамен дубовых, сгоревших во время пожара, и поставил на стены пушки – новейшее оружие того времени. Москва смогла выдержать три осады огромного литовского войска.

Димитрий посвятил себя делу объединения русских земель под главенством великих князей Московских и освобождению Руси от монголо-татарского ига. На все свои деяния великий князь получал благословение Церкви. Собирая силы для решающего сражения с полчищами Мамая, святой Димитрий посетил обитель Живоначальной Троицы и поведал преподобному Сергию о своих сомнениях ввиду малочисленности своих дружин (в сравнении с войском мамаевым). Преподобный вознес молитву к Богу и благословил князя, предсказав победу его христианскому воинству. Старец воодушевил князя и его ратников, направив им в помощь двух троицких схимников – Александра (Пересвета) и Андрея (Ослябю). Перед сражением святой Димитрий горячо молился Богу и обратился к воинам, сказав: «Братья, пора нам испить нашу чашу, и пусть это место станет нам могилой за имя Христово…».

Битва произошла на Куликовом поле, между реками Доном и Непрядвой, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, 8 сентября 1380 года. Перед выступлением русских против татар были открыты во Владимире мощи святого благоверного князя Александра Невского. Димитрий Иоаннович узнал об этом еще до битвы и был укреплен незримой помощью от своего великого предка. Битва началась поединком монаха Александра Пересвета, который принял вызов на бой татарского богатыря Челубея. Воины сшиблись и упали замертво. Великий князь участвовал в сражении наравне с простыми ратниками. Сбылось предсказание преподобного Сергия: Господь не оставил русское воинство. Многие видели над Куликовым полем Ангелов, Архистратига Михаила, страстотерпцев Бориса и Глеба, княжеского покровителя Димитрия Солунского. Вступление в сражение засадного русского полка под командованием воеводы Димитрия Боброка и князя Владимира Андреевича Храброго решило исход битвы. Татары бежали, побросав обозы. За эту победу великий князь Димитрий стал именоваться Донским. В благодарность Богу и Пресвятой Богородице святой Димитрий устроил Успенский монастырь на реке Дубенке и создал храм Рождества Пресвятой Богородицы на могилах павших воинов. Тогда же в Троицкой обители святой князь начал всенародное поминовение убиенных воинов (так возникла Димитриевская родительская суббота).

Княжение Димитрия Донского за редким исключением не знало случаев ухода от него служивых людей; на его духовном завещании стоит самое большое число боярских подписей. И перед самой кончиной 19 мая 1389 года великий князь пожелал своим родным, ближним, боярам и всей Руси: «Бог мира да будет с вами!». Глубокий смысл сокрыт в этих словах! Вся натрудившаяся, изболевшаяся за Родину душа великого и доброго князя вылилась в этом благочестивом горячем пожелании…

Благоверная великая княгиня Евдокия, в иночестве преподобная Евфросиния, родилась в 1353 году. Она была дочерью Суздальского князя Димитрия Константиновича и его супруги княгини Анны. Детство провела она в Суздале и Переяславле-Залесском, в неспокойной обстановке постоянных междоусобных распрей, которые вели с ее отцом удельные князья. С ранних лет княгиня Евдокия привыкла полагать все свое упование на Бога. В 1367 году она вступила в брак с великим князем Московским Димитрием Иоанновичем, впоследствии прозванным Донским. Любовь к супругу и детям княгини Евдокии освящалась ее любовью к Богу. Дела христианского милосердия княгиня и ее супруг сочетали с подвигами поста и молитвы. В своей жизни они опирались на помощь святых, трудами которых была в те времена столь достославна Русская земля. Святитель Алексий, митрополит Московский, был близок княжескому семейству; духовником Евдокии и Димитрия был ученик Преподобного Сергия, игумен Симонова монастыря, святой Феодор (впоследствии архиепископ Ростовский). Преподобный Сергий был крестным отцом их двоих детей (всего у княжеской четы было 5 сыновей и 3 дочери).

Подвиг великого князя Димитрия по освобождению Руси от монголо-татарского ига разделяла княгиня Евдокия. Поход благоверного князя Московского Димитрия против Мамая, победоносно завершившийся 8 сентября 1380 года на Куликовом поле, поддерживался с ее стороны горячими молитвами и делами любви. В память победы княгиня построила внутри Московского Кремля храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Он был расписан выдающимися иконописцами Феофаном Греком и Симеоном Черным.

Постепенно жизнь святой княгини Евдокии становилась подвигом самоотречения и предания себя всецело воле Божией. В 1383 году великий князь Московский должен был явиться к татарскому хану Тохтамышу. Но из-за крайнего озлобления Тохтамыша на князя Димитрия решили послать в Орду его старшего сына Василия, которому в то время было около 13 лет. Святая Евдокия отпустила сына и тем самым обрекла себя на двухлетнее страдание: князь Василий был задержан в Орде как заложник. В 1389 году благоверный князь Димитрий, не достигнув сорока лет, опасно заболел и отошел ко Господу.

Овдовевшая княгиня видела свою обязанность пред Богом прежде всего в завершении воспитания детей. Вместе с тем она начала устроение Вознесенского женского монастыря в Московском Кремле, отдав под него княжеские чертоги. Видимо, изначально она мыслила этот монастырь местом своего будущего иночества. Одновременно она строила несколько храмов и монастырей в Переяславле-Залесском. Однако не только о строительстве храмов думала княгиня Евдокия: ее главной сокровенной целью после смерти супруга стало устроение внутреннего монашества, созидание храма в собственном сердце. Княгиня Евдокия стала вести тайную подвижническую жизнь. По пышным одеждам, в которых святая княгиня являлась перед людьми, нельзя было догадаться о том, что она изнуряла себя постом, бдением, тяжелыми веригами. Пришлось ей претерпеть и человеческую клевету. Ее подвиг увенчался явлением ей Архангела Михаила, предвозвестившего ей скорую кончину. Образ Архангела, написанный по ее указаниям, был помещен в кремлевском храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Святая княгиня после блаженной кончины мужа воздерживалась от непосредственного участия в государственных делах. Но все же именно с ее советом связано перенесение из Владимира в Москву чудотворной иконы Пресвятой Богородицы, вызванное нашествием на Москву хана Тамерлана. Пресвятая Богородица отозвалась на всенародную мольбу. В день сретения иконы в Москве (26 августа 1395 года) Тамерлану было грозное видение во сне Светоносной Жены; устрашенный завоеватель отступил от Москвы. В 1407 году, после видения ей Архангела Михаила княгиня Евдокия, «явлением Ангельским от всего земного отрешенная» (см. Акафист), решила оставить великокняжеский терем и приняла монашество в Вознесенском монастыре. Кроме смиренного несения иноческих подвигов, святая княгиня заложила в монастыре новую каменную церковь Вознесения. В иночестве святая Евфросиния прожила несколько месяцев и 7 июля 1407 года мирно преставилась ко Господу. У ее святых мощей совершилось множество исцелений.